Письмо в прошлом выпуске, посвященное материалу о смертниках, вызвало несколько ответных откликов. Отзыв от Артура Саканяна, автора очень мне понравившейся книги "Театр одного зрителя" - тоже о тюрьме, только о тюрьме духа, которую мы строим сами для себя. Прочитать ее можно здесь, рекомендую: http://www.proza.ru/author.html?sakart
В последней рассылке имело место возмущение Квазар аKa Артема по поводу "жалостливого" отношения ведущего рассылки к смертникам. Это напомнило мне одну историю, происшедшую со мной много лет назад. Как-то моя жена возвращалась поздно вечером домой, а я ремонтировал квартиру и не смог выйти ей навстречу. Какой-то пьяный парень стал её преследовать и пугать. Она в страхе добежала до дома, а на мои уговоры уйти с миром, парень нагло заявил, что ему море по колено, и он, что захочет, то и будет делать. Не помню, как я слетел с лестницы вниз. Помню только, как его ботинки промелькнули перед глазами, потом приехала скорая и милиция. В мгновение ока я становился преступником. Тогда меня спасло от статьи непреднамеренного убийства то, что парень был в тяжёлой весовой категории, а также то, что я не ободрал пальцы о его зубы. Я не буду ставить перед Квазар аKa Артемом задачи на работу воображения, а хочу только спросить: что полезного он мог бы дать людям? Это во-первых, а во-вторых, каждое преступление имеет свою предысторию и "Не суди, дабы несудимым быть". Автор рассылки в своём повествовании хотел передать атмосферу царящую в камере смертников, когда каждое слово, каждый вздох врезаются в память тех, кто дожидается своей очереди. Это такие же люди, как мы с вами, и они хотят понести своё наказание достойно. Но если убийца лишил человека жизни, то по каким меркам справедливости его убивают духовно, если он этого преступления не совершал. Оказывается, духовное преступление непосудно, и вдвойне ценен человек, прошедший круги ада, но сумевший сберечь свою человечность. Такому человеку есть что сказать, и он достоин всяческого уважения.
А также письмо самого автора того фрагмента Эльдара Зейналова:
В принципе, прогнозируемая реакция. Око за око... По этой логике, зря придумали электростулья и смертельные инъекции. Раз они выродки, то лучше было бы их четвертовать, или резать на тысячу кусочков, как китайцы когда-то делали. Хорошо бы транслировать по ТВ, чтобы взрослые и дети боялись.
Как-то не хочется говорить о том, что были судебные ошибки (бывшие смертники оценивают их процентов в 10), судебные переборы (когда за один труп или даже вождение машины в банде давали расстрел), политзеки, психбольные (не ведавшие, что творят), убийцы из соображений чести и пр. Предположим "чистый случай", что все казненные изверги, достойные четвертования. Возникают вопросы.
В чем смысл жестокости казни, если ее никто не видит, да и едва слышат несколько десятков людей? Я посетил фашистский концлагерь в Маутхаузене, так там был специальный прибор для расстрела в подвале лагерного карцера, замаскированный под планку измерения роста и фотоаппарат; газовая камера, замаскированная под душевую. А уж, кажется, фашисты-то не особенно стеснялись уничтожением миллионов. Но даже они не всегда считали "этичной" показную жестокость расправ, если речь шла просто об индустрии уничтожения - как и в нашем случае исполнения смертных приговоров.
Когда твою жестокость общество не видит и более того, она не предусмотрена приговором, то почему неправильно считать такого палача садистом? А если общество такую жестокость допускает, то чем палач (и тот, кто ему аплодирует) отличаются от убийцы? Только тем, что одни боятся преступить закон, а другие на него наплевали. И если бы таким сторонникам правосудия по принципу "око за око" дали бы возможность убивать "гадов" и "мразей" безнаказанно, то я бы не позавидовал бомжам и просто пьяным соседям этих людей. Не случайно, как только закон в угоду политике начинает закрывать глаза на самосуды, то горят рестораны кавказцев, убивают девчушек-таджичек, убирают старичков, напрасно коптящих небо на полезной кому-то жилплощади, дырявят головы журналистам...
Все-таки нам, обществу, стоит отличаться от мерзавцев-полосатиков в лучшую, а не худшую сторону. Тем более, что жестокость не срабатывает. Ею не испугаешь Чикатило, не прочистишь мозги шизику, а хладнокровного преступника она заставит просто убирать лишних свидетелей. У нас в Азербайджане, во всяком случае, отмена смертной казни не увеличила количества жестоких преступлений. Как было при Советах примерно 20 дел в год, так и сейчас примерно на той же отметке. Видимо, природа производит Чикатил исходя из своего плана, а не пожелания честной публики.
Стоит ли их кормить, деньги на них тратить? Можно подумать, что Чикатилы - самые прожорливые из тех, кого мы всем миром кормим. Просто, как говорят американцы, если ты украл доллар, то ты вор, а если миллион - то миллионер. Просто перестать кормить даже сержанта-гаишника нам не под силу, а вот дырку в черепушке кому-то пробить... Не можем наказать олигархов, тех, кто решил будущего целое поколение, превратил в дерьмо высокие идеалы, - а на зеках отыгрываемся, демонстрируем свою принципиальность. Смотрим раскрыв рот, на лидеров, которые убивают десятки тысяч людей, отдаем им голоса, а убийц более низкого полета казним. И вот это - Справедливость???
Меня лично такая "справедливость" унижает. Ощущение, что дают выпустить пар и поднять адреналинчик, как на собачьих или гладиаторских боях - кто кого более жестоко порвет.
Эльдар.